Шанс выйти в общество: как студенты с особенностями в развитии получают в Архангельске профессию.
Они приезжают в Архангельск из разных уголков области, чтобы в будущем найти работу . 18 октября Архангельский политехнический техникум празднует День первокурсника. В его третьем учебном корпусе, что расположен в посёлке Силикатном, получают профессию студенты с разными проблемами здоровья, в том числе особенностями интеллектуального развития. Ребят с инвалидностью в этом учебном году стало больше, и мы узнали, кем они мечтают стать и какие для этого есть возможности.
«Буду шить, как мама, и открою своё ателье»
В
2013 году в техникуме открыли региональный ресурсный центр по обучению
учеников с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня они могут
получить здесь три специальности: пекарь, оператор ЭВМ и швея. В планах у
техникума — ввести ещё и специальность столяра-строителя. Если в
прошлом году студентов с особенностями в развитии было всего девять, то в
этом поступили 47 человек, и теперь тут 56 студентов с проблемами
здоровья.
Педагоги
техникума проехались по коррекционных школам региона и просто школам,
где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Там они
рассказали родителям о техникуме и о том, чем могут здесь научиться их
дети. В итоге из районов приехали ребята, которые теперь живут здесь в
благоустроенном общежитии.
В первом потоке студентов были в
основном дети из Архангельска. Сейчас в техникуме учатся ребята из
Плесецкого, Пинежского, Вельского, Котласского и Шенкурского районов.
Массу учащихся составляют выпускники соломбальской коррекционной школы и
архангельской школы № 31. Есть дети из неблагополучных семей — с
Кегострова, Бревенника, Сульфата, Маймаксы, но, разумеется, не все. К
тому же общение с другими ребятами идёт им на пользу.
— Большой упор в нашей работе мы делаем на психолого-педагогическое сопровождение. У нас работает педагог-психолог, социальный педагог.
Мы видим их рост, их профессионализм и надеемся, что мы будем в дальнейшем оказывать им содействие в трудоустройстве.
Мы
к этому очень стремимся. Если хотя бы двое или трое наших выпускников
получат достойную работу, это для нас будет результат. Для нас это тоже
очень важно — дать им этот шанс реализации и реабилитации. Это наша
основная задача, — говорит руководитель ресурсного учебно-методического
центра Анна Полищук.
Чтобы получить профессию швеи, из области в техникум приехала Лена Булыгина. Сейчас ей 21 год — она самая старшая из всех, кто здесь учится. По её словам, в Архангельске она ощущает свободу и самостоятельность.
— Мне здесь
всё очень понравилось, — скромно улыбается девушка. — В техникуме все
очень добрые, кормят хорошо очень. В общежитии все комнаты ухожены.
До этого Лена жила в посёлке Сосновка Пинежского района, и когда она закончит обучение, хочет вернуться домой и помогать маме.
— Я уже точно решила, что буду швеей, как мама, — говорит она. — Мама шьёт дома платья и фартуки. А я хочу открыть своё ателье.
«Даже не думала, что у меня будет такая профессия»
Восемнадцатилетняя
архангелогородка Ксюша Абрамова учится на оператора ЭВМ. Сейчас она на
первом курсе, умеет и печатать, и пользоваться интернетом. Ксюша
рассказывает, что тяга к компьютеру у неё с шести лет.
—
Мне здесь всё понравилось. Когда я была маленькая, я даже не думала,
что у меня будет такая профессия. Я изначально поступала на пекаря, но
по состоянию здоровья мне было нельзя. Потом меня зачислили на ЭВМ. Я
была рада, но боялась маме сказать, что не хочу на пекаря, а хочу на
ЭВМ, — делится впечатлениями девушка.
Первокурсник Иван Грязнов раньше учился в Соломбальской коррекционной школе-интернате, а теперь обучается на пекаря.
—
Мне учиться нравится, нравится сам процесс. Мне везде интересно. Блины
научился готовить, оладьи. Пока у нас теория только, но я дома пытался —
получается.
Ваня
любит работать руками, читать и петь, говорит, что ему нравится
творчество Стаса Михайлова. С 2014 года он участвует в театральной
студии «Время добра» и после окончания техникума попытается стать
актёром.
— Вообще я вначале хотел поступать в колледж
культуры, но так судьба сложилась, — делится он. — Но у меня мечта —
когда закончу учёбу, хочу поступать туда. Если где просят выступить — я с
радостью. На Дне учителя вот выступал, рассказывал стихи, — с гордостью
говорит Иван.
В планах — перенести занятия в основной корпус
В
руководстве техникума говорят, что расположение здания для особенных
студентов — не попытка увезти их на периферию, а просто реальность:
здесь находится общежитие, и обучать их лучше рядом с ним. Впрочем, в
планах учебного заведения — сделать так, чтобы дети с ограниченными
возможностями здоровья учились и в основном здании учебного корпуса.
—
Мы ещё на пути становления и развития. Сегодня отремонтирована
мастерская для профессии «портной», закуплено оборудование для
операторов связи и оборудование для сенсорных комнат. Постепенно, в
течение месяца-двух, мы его установим. В этом году мы хотим организовать
допрофессиональную подготовку для данной категории детей, чтобы
познакомить их с азами профессии ещё до поступления к нам. Это будет
определенный курс в пределах 34 часов — например, из 31-й коррекционной
школы сюда будут привозить детей на 3–4 часа раз в неделю, а по
окончании они получат сертификат, — говорит директор техникума Дмитрий
Ермолин.
Учебная и производственная практики для студентов
сейчас проходят на базе организации. Дело в том, что есть особые условия
и возможности именно этой категории ребят. Многим нужен тьютор,
ассистент, нужны определённые условия. Но техникум ведёт работу с
социальными службами и организациями, чтобы будущие швеи и пекари могли
попробовать себя на настоящем рабочем месте.
Получить профессию и выйти в общество
Недавно
для студентов провели интеллектуальную «Мозгобойню», которая прошла с
большим успехом. Регулярно проводятся концерты и конкурсы — один из них,
«Алло, мы ищем таланты!», будет совсем скоро. Многие студенты хотят
участвовать — смотрят друг на друга и не хотят отставать.
— Каждому из них нужно отдать частичку себя, — говорит Анна Владимировна.
К нам пришло много детей-сирот — даже не совсем детей-сирот, а тех, кто остался без попечения родителей и прошли огонь и воду.
—
Но нам, правда, интересно с ними работать. Мы болеем за них совершенно
искренне и практически живём здесь с ними 24 часа. К тому же нам очень
помогли вторые и третьи курсы, которые присматривают за ними. Работы
много, но мы её не боимся, — говорит Анна Полищук.
—
Коллективу техникума было интересно развивать это направление, поэтому
было принято решение написать программу «АПТ как образовательное
пространство для инклюзивного образования». На базе техникума был создан
учебно-методический центр, и в прошлом году началась серьёзная работа
по профориентации и привлечению этой категории студентов к нам в
учреждение, — рассказывает Дмитрий Ермолин.
Больший
упор тут делают на обучении именно профессии — то, что особенно важно
для детей с ограниченными возможностями, которым сложно
социализироваться.
— Все дети, которые обучаются по данной программе, — выпускники коррекционных школ. Это категория, которая не имеет основного общего образования. Таким образом, мы выполняем некую социальную функцию и берём на себя обязательства, чтобы эти дети получили профессию и социализировались, — объясняет Анна Владимировна.